Тегеран, север центра |
Тегеран, юг центра |
Небольшая таблица позволит оценить состояние музеев в Тегеране:
Общие вопросы | Описание |
цена за вход | В музеях 5000-10000 риалов. Во дворцах обычно платят за посещение отдельных павильонов и музеев, за каждый 3000-5000, все вместе порядка 20000 риалов |
время работы | В пятницу работают дворцы и парки, Музей керамики и стекла тоже открыт. Остальные музеи в пятницу закрыты. Как правило открыты с 9 утра до 16-17 часов |
внешнее состояние | Все дворцы и музеи в хорошем состоянии, но некоторые фасады закрыты брезентом. Так, во дворце Голестан был закрыт Мраморный трон |
обеспеченность сопроводительными материалами | Брошюр крайне мало, либо нет вовсе, либо только на фарси. Однако сами экспонаты подписаны, часто очень подробно. Исключение – Археологический музей, где толком не подписано почти ничего |
гиды со знанием английского | Есть, но, судя по всему, экскурсионные, а не музейные. Хранители музеев языком владеют |
время, потраченное на осмотр | Самый обширный – Саад-Абад, там можно гулять несколько часов. В Археологическом музее я больше часа не задержался. Другие музеи, в общем-то тоже не очень большие. На базаре, если интересуетесь коврами, украшениями, посудой, можно остаться надолго |
интерес туристов (сколько и кто) | В Музее ковров было совершенно пусто. В Археологическом и в Музее керамики и стекла много экскурсий, в основном иностранцы и школьники. Голестан тоже популярен среди иностранцев и иранцев. В парках дворца Саад-Абад народ ходит толпами и отдыхает |
Вехи истории
Раскопки показывают, что поселение людей на месте современного Тегерана существовало уже в 6 тысячелетии до нашей эры. Сюда, спасаясь от зноя солончаковых пустынь, прибывали поселенцы с юга. Долгое время Тегеран был всего лишь деревней, где занимались выращиванием овощей и фруктов, недалеко от крупного и древнего города Рей, который теперь является южной окраиной столицы.В 1228 году Рей был разрушен монголами и после такого удара заметно потерял свое влияние. В тоже время Тегеран развивался и постепенно превращался в крупный торговый, а затем политический центр. В 1404 г. испанский путешественник Руй Гонсалес де Клавихо стал, вероятно, первым европейцем, посетившим Тегеран. Он так описывает город: "Этот город [Техера] очень велик и не имеет стен. Местность эта прекрасна и обильна всем, но, как говорят, нездоровая и невыносимо жаркая"[1].
Начиная с XV века Тегеран начал активно разрастаться на север. В XVII веке в Тегеране на некоторое время расположилась резиденция правящей династии Сефевидов. Вокруг города были выстроены стены. В XVIII веке город, стремительно разрастаясь, стал приобретать современный облик. Тегеран поглотил все маленькие города и деревни вокруг: Шемиран, Рей и другие. Наконец, когда Ага Мохаммед хан из новой династии Каджаров стал главой государства, в 1795 г. Тегеран стал столицей Ирана.
Фатх Али-шах, племянник Мохаммеда Каджара, внес наиболее весомый вклад в строительство Тегерана. В частности, в период его правления в Тегеране были построены Мраморный дворец и Шахская мечеть. К 1830 г. население Тегерана достигло 150 тысяч человек. При Мохаммеде Каджаре Тегеран вышел за пределы городских стен. Роскошные дворцы были выстроены в северной части города.
Самая масштабная реконструкция за всю историю Тегерана началась в 1870 г. при Насреддин-шахе. Он приказал взорвать все древние фортификационные сооружения, и на их месте появились новые городские кварталы. Была уничтожена старая стена и выстроена новая, в форме неправильного восьмиугольника длиной 19 км. Через те места, где располагались 12 богато отделанных городских ворот, сегодня проложены главные магистрали, ведущие в город. Кроме того, при Насреддин-шахе была проведена реконструкция большого количества зданий, а также выстроена централизованная система водоснабжения. К концу его правления (1896) население города превышало 250 тысяч человек, большинство из которых жили за городскими стенами.
В 30-х годах XX века город пережил новое грандиозное обновление. По приказу Резы Пехлеви «стены Насреддина» были уничтожены, а на их месте проложены широкие проспекты.
В 1943 г. в Тегеране проходила конференция глав правительств трёх союзных держав антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании. После войны население Тегерана достигло 1 миллиона человек.
При Мохаммеде Пехлеви, последнем шахе Ирана многие древние постройки старого города были уничтожены, так как шах полагал, что им не место в современном Тегеране. На месте уникальных фортификационных сооружений и дворцов ныне расположены небоскрёбы либо широкие автострады. С началом типовой жилой застройки, пик которой пришелся на 1960-е годы, Тегеран окончательно утерял свой «древний» вид.
Резкий скачок цен на нефть в 1970-х и последовавший за этим энергетический кризис на Западе придали новый толчок развитию города. Шах намеревался использовать сверхдоходы от экспорта нефти для строительства нового района Тегерана, который стал бы символом власти Пехлеви. Проект «Шахестана» был готов в 1976 г., однако деньги быстро закончились, и район так и не был построен.
В ходе ирано-иракской войны Тегеран регулярно подвергался обстрелу иракскими ракетами Р-11, что влекло за собой огромные жертвы среди гражданского населения и многочисленные разрушения. В Тегеран стекались беженцы из западных провинций. К тому же, в Тегеран устремился поток беженцев из соседнего Афганистана, где в это время тоже шла война. В 2001 г. в Тегеране запущено метро, которое сейчас состоит из четырех линий. В 2007 г. закончено строительство башни Милад, которая стала 4-м по высоте сооружением в мире.
Тегеранский базар
- метро Panzdah-e Khordad
Тегеранский базар – самый крупный в мире, его улицы достигают 10 км в длину. Базар находится в южной части города, к нему ведут различные ворота и входы, которые закрываются на ночь. Старейшие здания базара относятся к XVII веку, в последствие новые ряды появлялись по мере роста города. Старые кварталы выдержаны в одном архитектурном стиле, в то время как недавно появившиеся ряды значительно от них отличаются, выпадают из общего образа.
В последнее время финансовое и торговое значение базара снизилось, так как финансовые организации были перенесены на север столицы. Тем не менее, базар остается центром торговли для тегеранцев и гостей города и больше специализируется на продаже традиционных товаров, таких как ковры и украшения, что направлено на привлечение туристов.
Дворец Голестан
- Pamenar, Khayam ave. – метро Panzdah-e Khordad
Дворец-музей Голестан разделен на 7 частей: Антропологический музей, Бриллиантовый зал, Акс-хане (музей фотографии), Хоуз-хане (портретная галерея), Негар-хане (картинная галерея), павильон Шамс-ул-Эманех и Мраморный тронный зал. В экспозиции музея представлены керамика различных эпох, работы по камню и металлу, ткани и гобелены, музыкальные инструменты, бытовая и праздничная одежда, обувь, оружие и всяческие принадлежности. Кроме того, здесь расположена крупная библиотека.
Центральным и наиболее значимым помещением дворца является Мраморный тронный зал (Айване Тахте Мармар), выстроенный в 1806 г. по приказу Фатх Али-шаха. Зал использовался для официальных приемов, а в 1925 г. в нем прошла коронация шаха Резы Пехлеви. Зал богато украшен росписями, фресками, зеркалами, мрамором и плиткой, резьбой по дереву и представляет собой своего рода мусульманское барокко. Сохранившийся до наших дней трон, сделанный из йездского желтого мрамора, является вершиной иранской архитектуры. Он был создан из 65 кусков по проекту Мирзы бабы, придворного художника Каджаров.
Шамс-ул-ЭманеШамс-ул-Эманех (переводится как «дом солнца») – пожалуй, самое впечатляющее здание дворца. Оно представляет собой павильон с двумя ярко раскрашенными башнями, а также бассейн перед ним. Считается, что идея такой конструкции была навеяна шаху Насреддину Каджару (1848 – 1896) во время его путешествий по Европе – он захотел иметь в своем дворце нечто вроде готической колокольни, откуда бы открывался вид на город. Павильон был построен к 1867 г. и оказался редким экземпляром удачного смешения восточной и западной архитектуры.
Из Европы Насреддин-шах привез еще одну незнакомую мусульманской культуре идею – создать картинную галерею и музеи. В 1870-х гг. в Голестане были открыты две картинные галереи: в Хоуз-хане были вывешены картины европейских художников (в основном портреты), закупленные Насреддином и его предшественниками, а в Негар-хане – работы иранских художников. В XX веке коллекция Негар-хане была поделена между другими тегеранскими музеями, однако и сейчас в ней можно посмотреть картины художников каджарской эпохи.
Дворец Ниаваран
- Bahonar, ближайшая станция метро Tajrish
Главное здание дворца было построено в середине XX в. при Мухаммед Реза-шахе. Первоначально оно задумывалось как зал для официальных гостей, однако в последствии стало резиденцией царской семьи. Внешний вид дворца напоминает доисламский стиль в сочетании с современными технологиями, интерьер и дизайн Ниаварана были выполнены группой французских архитекторов. На первом этаже находится главный зал, а также ряд боковых залов, столовая, кинотеатр и гостиная. На верхнем этаже находились жилые комнаты семьи Пехлеви. Они украшены ценными картинами, коврами и подарками из разных стран.
Двухэтажный павильон Ахмад-шаха был построен в последние годы правления Каджаров и после реставрации использовался шахами Пехлеви. В залах павильона выставлены изделия из серебра, бронзы, слоновой кости и дерева, сувениры из разных стран, картины, медали, а также драгоценные камни. На втором этаже расположена терраса с 26 гипсовыми колоннами.
Дворец Сахибкарание начал строиться при Насреддин-шахе в конце XIX в. Тогда были отстроены зал приемов, зимнее помещение, несколько маленьких зданий и терраса. В 1906 г., в разгар революции, в этом дворце шах Музафар-ад-дин подписал первую иранскую конституцию. При шахах Пехлеви павильон был обновлен, в его дворе был выкопан бассейн. В 1976 г. часть дворца Сахибкарание была отведена под музей, где собраны доисторические и современные изделия со всего мира, включая доколумбовую Америку, лурестанские бронзы и раннехристианские памятники, а также работы Пикассо, Ренуара и других европейских живописцев.
Дворец Саадабад
- Darband – ближайшая станция метро Tajrish
Археологический музей
- Si-e Tir, Imam Khomeini ave. – метро Imam Khomeini
Экспозиции музея располагаются по хронологическому и династийному принципам. На первом этаже размещаются экспонаты, обнаруженные во время археологических раскопок в районе Бахтарана, в Сузах, Персеполисе, Тепе Силаке, Тепе Хесаре, Хасанлу и Лурестане. Они относятся к периоду от доисторических времен до конца правления Сасанидов (VII в.). Здесь можно увидеть древнейшие изделия из камня и кости. Из экспонатов эпохи Сасанидов следует особо отметить произведения искусства - фрески, роспись по гипсу, изделия из металла. Среди памятников времен Ахеменидов большую ценность представляют барельеф Дария I, золотые и серебряные украшения, капители колонн персеполисского дворца. Из экспонатов времен Аршакидов наиболее ценной с научной точки зрения является статуя из бронзы, найденная в Бахтиарии, а также фигура воина из Суз.
ОхотникВторой этаж музея отведен для образцов материальной культуры Ирана исламского периода. Экспонаты здесь выполнены уже в другом стиле и технике. Привлекают внимание изделия из керамики, фаянса, покрытые эмалью, коллекция монет. Наиболее оригинальными являются керамические вазы, украшенные куфическими письменами, выполненные красными и коричневыми красками на золотом фоне. Богато представлена материальная культура периода правления Сельджуков. Выделяются алтарь мечети с надписями и росписью из Исфахана, минбар (кафедра) мечети из Фарса, инкрустированная деревянная дверь, мраморные алтари, изделия из парчи, великолепные экземпляры Корана, книги с миниатюрами. Специальный зал выделен для предметов, относящихся к периоду правления Сефевидов, начиная от вещей из гробницы шейха Сафи ад-Дина в Ардебиле и кончая книгами, коврами, монетами, произведениями искусства и т. п.
Последний раздел музея называют «залом сокровищ». Здесь представлены изделия из золота и серебра, ряд ценнейших находок доисламского и исламского периодов: золотая чаша Ксеркса, золотые фризы эпохи Ахеменидов, золотая чаша из Хасанлу, серебряные блюда сасанидской эпохи и многое другое.
Музей ковров
- Dr.Fatemi, North Kargar ave. (Laleh park) – метро Enghelab-e Eslami
КоверВ экспозиционных залах выставлены ковры из различных районов Ирана, в том числе из Кашана, Хорасана, Курдистана, Кермана, а также изделия кочевых племен. Среди этих ковров, а также образцов, хранящихся в запасниках музея, сотни уникальных экземпляров. В качестве образца ковров, сотканных в Азербайджане, можно назвать коврик-картинку мастера из Тебриза, на котором изображен двор султана Махмуда Газнави. Этот коврик имеет по 70 узлов на каждые 7 сантиметров. Соткан он был в начале 19 века из шелковых и шерстяных ниток. Один из ценных экземпляров музея - ковер тебризского мастера, который является своего рода иллюстрацией к «Шахнаме» Фирдоуси. Рядом с каждой картинкой находится соответствующий стих поэмы. Ковер был соткан приблизительно 200 лет назад.
В музее есть еще один редкий ковер 16 века, сотканный в Кашане. Он украшен узорами, изображающими животных и растения. По краям ковра изображены два легендарных животных: симург и дракон, олицетворяющие борьбу двух начал. Также здесь можно увидеть великолепный ковер
исфаханской работы с выпуклым рисунком. В каждых семи сантиметрах ковра 65 узлов. Для того чтобы добиться естественности при изображении животных, мастерами было использовано 38 видов ножниц.
Следует отметить, что в музее ковров не только экспонируются редкие ковры, но и ведется исследовательская работа. В специализированной библиотеке музея находятся книги на персидском, арабском, французском, английском и немецком языках.
Помимо Археологического музея и Музея ковров, в Тегеране можно посетить и другие музеи, как, например, Музей драгоценностей. Здесь выставлены различные украшения из драгоценных камней и металлов, которые собирались иранскими шахами с XVI века. В этнографическом музее показаны костюмы и произведения народного творчества народов Ирана, а также старинное оружие и традиционные музыкальные инструменты. В музее Резы Аббаси выставлены миниатюры одного из самых известных художников Ирана, служившего при дворе шаха Аббаса в начале XVII в.
Комментариев нет:
Отправить комментарий