Шедевры изысканной архитектуры Исфахана символизируют исламскую Персию и являются частью всемирного творческого наследия. Можно потратить недели, осматривая многочисленные достопримечательности, такие как дворцы Чехел Сотун, Хашт Бехешт и Али Капу, площадь Имама (которая в два раза больше, чем Красная Площадь в Москве), окруженная мечетями, красивейшими из когда либо созданных исламским миром, на которой когда-то устраивались игры в поло и проводились королевские процессии, Кайсарие (Большой Базар - лабиринт крытых переходов, тянущийся на многие километры), Пятничная мечеть, мечеть Шейха Лютфоллы, мечеть Имама, Качающиеся минареты, и конечно же, знаменитые мосты Хаджу и Си-о Се-Поль через реку Заянде Руд, которая течет через весь город.
Центр Исфахана |
Вехи истории
История Исфахана прослеживается до палеолита. При последних археологических раскопках были найдены артефакты, относящиеся к палеолиту, мезолиту, неолиту, бронзовому и железному веку.Древний Исфахан был частью Эламской империи. Под названием Аспандана он стал одним из главных городов Мидии, когда там поселились иранские мидийцы. Впоследствии провинция стала частью Империи Ахеменидов, а после освобождения Ирана от Македонии силами арсакидов — частью Парфянского царства. Исфахан был центром обширной провинции, которая управлялась арсакидскими правителями. При сассанидах Исфаханом правили члены семи благородных иранских семей, которые занимали высокие придворные должности. Кроме того, в этот период Исфахан был важным военным центром с мощными оборонительными сооружениями. В окрестностях города проживало много евреев и христиан. После окончательного поражения Ирана город захватили арабы.
Исфахан, как и другие города Ирана попал под владычество арабов вплоть до эпохи аббасидов. В X веке при буидах, Исфахан вновь обретает свою значимость. При Мелик-шахе из династии сельджуков Исфахан вновь стал столицей. В XI веке в Исфахане жил и учил знаменитый персидский философ Авиценна.
В XIII веке город разорили монголы, а вслед за этим, в 1387 г., последовало нашествие Тамерлана. Тем не менее, благодаря своему выгодному географическому положению, Исфахан был быстро отстроен и процветал, особенно при сефевидах.
Золотой век для Исфахана наступил в XVI веке при шахе Аббасе I Великом (1587—1629), который сделал город столицей сефевидов. Во время его правления в Исфахане были парки, библиотеки и мечети, изумляющие европейцев. Персы называли город Нисф-е-Джахан, что означает «половина мира», давая тем самым понять, что увидеть Исфахан - все равно что увидеть половину мира. Это был один из крупнейших городов мира с населением около 1 миллиона жителей; в городе было 163 мечети, 48 медресе, 1801 лавок и 263 общественные бани. Именно во время правления Шаха Аббаса армяне, скрывавшиеся от жестокостей турок, были переселены из Джульфы, центра торговли шелком, в Исфахан. Шах наделил их особыми привилегиями и гарантировал им свободу выбора своего собственного стиля жизни и обычаев.
В 1722 г. Исфахан захватили афганцы после долгой осады, вследствие чего большая часть города превратилась в руины. Это, а также открытие более дешевых морских путей для торговли, послужило постепенному упадку города.
В течение правления шаха Пехлеви в Исфахане стремительно развивалась промышленность. За последние 20-30 лет город бурно рос и расширял свои границы, сейчас Исфахан является одним из главных туристических и промышленных центров Ирана.
Площадь Имама: мечети и дворцы
Экскурсию по городу лучше всего начинать с центральной площади Накш-е Джахан, или площади Имама. До того, как Исфахан стал столицей Сефевидов, площадь занимала гораздо меньшую территорию, чем сейчас. Именно при Шахе Аббасе площадь приобрела современные очертания и была окружена красивейшими архитектурными сооружениями. Площадь представляет собой четырехугольник: 500 на 150 метров и является второй по величине в мире. Когда-то она использовалась для игры в поло. В архитектурный ансамбль площади входят: мечеть Имама, мечеть Лотфолла, дворец Али Капу и Кайсарие (вход в Большой Базар).С южной стороны площади находится мечеть Имама - одно из самых впечатляющих сооружений в Иране. Два бирюзовых минарета обрамляют огромные (27 метров в высоту) ворота. За ними располагается главный купол молитвенного зала мечети высотой 52 метра – самый высокий купол Исфахана. Одной из проблем, стоявших перед архитектором мечети, было то, что центральный вход – айван – оказался повернут к Кибле (направление на Каабу) под углом 45°. Тогда было решено прорубить второй вход, чтобы сохранить симметрию здания. Строительство мечети заняло 26 лет и было окончено в 1638 году. В предвкушении завершения строительства шах Аббас предпринял попытку ускорения этого процесса, введя в практику новый метод мозаики, известный как "семицветный". В результате такого смешения (некоторые места были уложены в новом стиле, а другие - в старом) эти удивительные мозаичные орнаменты принимают разный цветовой оттенок при различном освещении. С южной стороны мечети расположены две религиозные школы – медресе.
Дворец Али Капу, еще один шедевр архитектуры Сефевидской эпохи, находится на западной стороне площади Накш-е Джахан напротив мечети шейха Лютфоллы. Именно здесь Шах Аббас развлекал своих высокопоставленных гостей и иностранных послов. И именно в этом дворце он первый раз отметил Новруз (Новый Год) в 1597г.
Али Капу представляет собой массивное прямоугольное сооружение высотой 42 метра с шестью этажами и с широкой террасой в фасадной части, потолок которой поддерживается деревянными столбами. Первоначально дворец был гораздо меньших размеров, он задумывался и был построен как парадные ворота между дворцовыми садами и площадью. Постепенно увеличиваясь в течение 70-ти лет за счет дополнительных пристроек, он начал выполнять дворцовые функции.
Али Капу богат натуралистичными картинами Резы Аббасси, придворного художника Шаха Аббаса I (правда, многие из них сейчас разрушены по причине того, что они противоречат исламской морали: на них были изображены любовные сцены из жизни шахов). Из всех этажей шестой является, пожалуй, самым интересным. Именно на шестом этаже проводились королевские приемы и банкеты, потому здесь же располагаются самые большие залы. Декоративные фрески банкетных залов изобилуют изображениями различных застолий. Этот этаж назван популярным названием того времени – "музыкальная комната", различные ансамбли исполняли здесь свою музыку и пели песни для шаха. С верхней же галереи сафавидский монарх мог наблюдать за игрой в поло, маневрами и конными скачками, проходившими на площади Накш-е Джахан.
Прямо напротив Королевского дворца Али Капу располагается одна из красивейших мечетей Ирана: мечеть шейха Лотфаллы. Ее строительство было начато в 1602г. шахом Аббасом I. Первоначально она задумывалась как замена старой мечети для своего тестя и впоследствии использовалась в качестве царской мечети до того момента, пока не появилась Мечеть Имама. Шейх Лотфолла был религиозным лидером Исфахана при шахе Аббасе, приглашенным в персидскую столицу из Ливана. Несмотря на то, что мечеть шейха Лотфаллы не столь большая и не обладает таким же великолепием как последняя, она превосходит ее в мастерстве и дизайне.
Галерея колоннады мечети в восточной части площади выстроена по одной линии, в то же время главный вход немного как бы утоплен. Этот эффект также подчеркивается причудливостью мозаичных панелей на фасаде входа, а также проходом к куполу, который необходим, чтобы облегчить ориентацию проходящих к молельному залу.
Вход в мечеть проходит через портал по ступеням. Проход, по которому идут посетители, незаметно поворачивает их на 45 градусов, таким образом, чтобы направить их по направлению к Мекке перед тем, как они войдут в зал.
Базар и пятничная мечеть
Северная сторона площади Имама выходит к центральному базару. Крытые торговые ряды тянутся на два километра и соединяют площадь с Пятничной мечетью. Кварталы делятся по профессиональному признаку: улицы кузнецов, зеленщиков, мясников, гончаров, ковровые и другие ряды. Вход со стороны площади почти в точности повторяет вход в мечеть Имама и является ее зеркальным отражением.В старой части города к северу от базара находится старейшая мечеть Исфахана – Пятничная мечеть (Масджид-е Джаме). Это центральная мечеть, предназначенная для общей молитвы по пятницам, и играет роль кафедрального собора города. Она была основана в 771 г., однако до наших дней не дошло ничего от этой изначальной конструкции. При сельджуках мечеть была отстроена заново и представляла собой прямоугольное здание с четырьмя сводами-айванами. В XI веке к основному зданию были добавлены две купольных пристройки с северной и с южной стороны. В дальнейшем мечеть неоднократно обновлялась и достраивалась, особенно во времена монголов, Тимуридов и Сефевидов. В XVII веке она была богато украшена фресками, глазурью, надписями и минаретами со стороны южного айвана. Таким образом, Пятничная мечеть являет собой причудливую смесь различных стилей и техник самых разных эпох исламской архитектуры Ирана.
Дворцы и парки
Одним из наиболее привлекательных дворцов Исфахана является Чехель Сотун. Это павильон эпохи Сефевидов, расположенный в центре парка рядом с длинным бассейном. Он был построен при шахе Аббасе II для официальных приемов и пиров. Название дворца – Сорок колонн – произошло оттого, что двадцать колонн дворца отражаются в воде. С 1988 г. Чехель Сотун функционирует как музей сефевидского искусства. Здесь можно увидеть многочисленные фрески, выполненные в стиле персидских миниатюр и посвященных битвам или грандиозным пирам. Другие фрески изображают типичные для придворного искусства незатейливые сцены из жизни шахского двора.Другой не менее значимый дворец – Хашт Бехешт, построенный двадцать лет спустя после дворца Чехель Сотун и значительно отличающийся от него. Оба эти царских павильона находятся в парках к западу от площади Имама. Название «Восемь райских садов» означает, что все двухэтажное здание разделено на восемь примерно равных комнат, по четыре на каждом этаже. Внутри здания сохранились исконные зеркальные мозаики и фрески.
Улицы и мосты
Бульвар Чахар Баг – главная транспортная и туристическая артерия города, связывающая центр Исфахана с Новой Джульфой, армянским кварталом за рекой Заянде. Бульвар, равно как и большая часть окружающих его исторических зданий, был заложен при шахе Аббасе I и был назван «Четыре сада». Он начинается примерно в 500 м от площади Накш-е Джахан, между ними находятся царские парки и дворцы. Часть бульвара представляет собой череду парков с дорожками и водным каналом посередине. Затем, пересекая реку по мосту 33-х арок, бульвар идет через еще один квартал садов – Хазар Джариб – и заканчивается в Джульфе. На бульваре Чахар Баг со времен Сефевидов селились богатейшие и знатнейшие люди Исфахана, строились наиболее изысканные архитектурные комплексы. Сегодня Чахар Баг – это улица дорогих магазинов и элитных отелей.Мост тридцати трех арок (Си-о-Се Пол), или мост Аллаверды хана, был построен одновременно с бульваром Чахар Баг и является его продолжением. Центральный проезд предназначен для машин и телег, пешеходная зона отгорожена и представляет собой крытую галерею. Этот мост изначально задумывался не только как средство переезда, но и как место для народных гуляний и созерцания. Другие примечательные мосты Исфахана – Каджу (двухъярусный мост с плотиной), Шахрестан (самый ранний, XI в.), Марнан.
Джульфа - армянский квартал
Новая Джульфа – это армянский квартал в Исфахане на южном берегу реки Заянде, основанный шахом Аббасом. Около 150 000 армян были переселены сюда из г.Джульфы в Нахичевани; в последствии население этого района возрастало за счет армян, бежавших в разное время из Османской империи. Здесь расположены армянская школа, собор Всех Святых (Ванк), церковь Вифлиема, Святой Марии и другие церкви.Собор Всех Святых был одной из первых церквей, основанных в Джульфе сразу после турецкой войны 1603-1605 гг. Смешение стилей, принесенных европейскими миссионерами, торговцами с Кавказа и Передней Азии, отразилось в архитектуре и внутреннем убранстве собора. Собор состоит из купольного зала и апсиды. Внутри собор украшен росписями на библейские темы в позолоченном резном обрамлении. Росписи на куполе показывают сотворение мира и изгнание человека из Рая, свод над входом – растительные мотивы в стиле персидских миниатюр, росписи на стенах – жизнь и притчи Иисуса и изображения армянских мучеников. При соборе находится библиотека, в которой хранятся более 700 рукописных книг и других уникальных артефактов из истории Армении. Так же здесь находится музей истории армян со времен их появления в Исфанхане.
Религиозная архитектура
На Чахар Баг можно посетить также такие шедевры исламской архитектуры, как медресе Шаха и мечеть Хакима. Медресе построено в типичном стиле того времени: прямоугольное здание с четырьмя айванами и куполом. Она считается большинством ученых главным архитектурным достижением с периода Сефевидов, а её масштаб и уверенное сосредоточение форм устанавливают стиль для архитекторов на следующие два столетия. Мечеть Аганур – еще один классический пример иранской архитектуры XVII в. Она изобилует надписями XVII – XIX вв. на стенах и айванах. Во время авианалетов 1986 г. восточный айван был сильно поврежден, однако сейчас он полностью восстановлен.Особую роль в религиозной архитектуре Исфахана играют мавзолеи праведников, правителей, сыновей и родственников имамов (имам-заде). Гробница Джафара, сына пятого имама, поражает исключительно тонкой работой XIX в. Это восьмиугольное купольное здание имеет более стройные пропорции, нежели другие религиозные постройки. Три входа украшены мозаиками, которые обрамляют также основание купола. Впрочем, большая часть мозаик, включая украшение купола, являются недавней реставрацией. Мавзолей Баба Казима – самый ранний в городе, относящийся к XIV в. Он состоит из большого прямоугольного зала снаружи и квадратной комнаты внутри, переделанной из восьмиугольной в 1880 г. Здесь был похоронен богослов Мухаммед аль-Казим Исфахани.
При создании статьи использованы фотографии с flickr.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий