20 декабря 2010 г.

Результаты опроса. Часть вторая

Основная часть, посвященная ответам респондентов на ключевые вопросы. Публикуется впервые.Первая часть была изложена чуть ранее.

Отношение к Ирану


Непосредственно к теме исследования относилось несколько вопросов, показывающих отношение пользователей к Ирану вообще и к туризму в Иране в частности. Поскольку предполагалось, что большая часть респондентов слабо ориентируется в теме, круг вопросов был сравнительно небольшим.



Увлекательную картину дали два вопроса по ассоциативным рядам. Участникам предлагалось сначала написать свои ассоциации со словом «Иран», а затем – со словом «Персия».

С чем же связан в сознании респондентов Иран? В первую очередь, с исламом и мусульманами – 25 человек указали среди прочего ислам. Второе явление, с которым ассоциируется Иран – это война во всех ее проявлениях (14 чел.), третье – ядерная программа, включая сюда ответы «ядерное оружие», «Бушер» и др. (9 чел.)

17 человек указали так или иначе отсутствие безопасности. В эту группу были включены ответы «опасность», «терроризм», различные формы религиозной и национальной нетерпимости, политические проблемы. 8 ответов можно объединить в группу «история и культура»: указывались древняя цивилизация вообще или названия цивилизаций, культура и традиции. 9 человек идентифицируют Иран по его соседям, что в общем-то странно для такой крупной страны – это Ирак, арабы и иные географические названия. 8 человек назвали Тегеран. Для восьми респондентов Иран – это «жара», для шести – «пустыня». Примечательно, что среди участников только один указал фильм «Тегеран-43», хотя для моих знакомых старшего возраста это одна из первых и характерных ассоциаций.

На диаграмме показано, как распределились ответы в зависимости от половой принадлежности отвечавших. Нужно сказать, что среди мужчин ответивших на этот вопрос было значительно меньше (10 из 17), чем среди женщин (47 из 52). Видно, что среди ответов есть «мужские», где доля указавших такой ответ мужчин больше 30%, и «женские», где доля ответивших мужчин меньше 20%. Например, только мужчины знают политических лидеров страны, нынешнего президента Ахмадинежада (5 ответов из 5 – мужчины) и лидера революции аятоллу Хомейни (2 из 2). Саму Исламскую революцию в качестве ассоциации также называли исключительно мужчины. Велика доля мужчин, указавших Тегеран, политические проблемы, финики или фрукты. В то же время ассоциации с исламом, нефтью, проблемами и правами женщин, соседями и, что характерно, с войной – «женские».

Что же касается Персии, то половина ответивших на этот вопрос (27 из 55) ассоциируют ее с древностью или различными ее атрибутами. Это либо «древность» вообще, либо названия древних царств и имена царей, либо войны и войска. Вторая стойкая ассоциация – ковры, их указали 14 человек. 9 респондентов указали те или иные виды еды и приправ: персики, сладости и специи. Столько же (по 9 человек) указали в ассоциативном ряду пустыню (вариант – пески) и популярную игру «Принц Персии». Реже упоминались Восток (7 раз) и сказки (6 раз). Остальные варианты ответов, не укладывающиеся в группы, показаны на диаграмме. Особенно порадовал ответ «интересно», повторившийся трижды. С исламом Персия не ассоцируется вовсе.

В отношении слова «Персия» ассоциации не так явно распадаются на «мужские» и «женские». Два примера мужских – это древность (особенно войны и цари) и кошки. Ни один человек мужского пола не назвал ни загадок и тайн, ни торговли, ни роскоши, ни красоты, ни «интересно».

В целом можно сказать, что «Персия» имеет в сознании респондентов более устойчивый и положительный ассоциативный ряд, нежели «Иран». Проведение опроса не включает в себя выяснение причин этого явления, но все же уместно сделать предположение: отчасти такое отношение к современному и историческому названиям можно объяснить известным свойством человеческой памяти забывать все плохое и облекать далекое прошлое в красивый миф, отчасти – влиянием СМИ и слухов, которые формируют образ современного Ирана. Впрочем, я не хочу сказать, что эти образы ложны, что в Иране не действует ядерная программа и не взрываются мечети. Просто нужно понимать, что образ этот далеко не полон.

Респондентам было предложено ответить на два вопроса по поводу возможной поездки в Иран. Три четверти участников признались, что никогда не думали о такой возможности. Семеро ответили, что уже собираются в Иран, еще пять высказались в том духе, что хотя и не собираются, но вообще это было бы интересно (вариант «другое: положительные»). Радикально настроенных респондентов, не желающих когда-либо посетить Иран, оказалось немного, всего четверо. Один человек ответил, что не считает это безопасным.

Из предложенных вариантов проблем и опасений, связанных с поездкой, чаще всего называлась политическая нестабильность в регионе (55 раз). От 40 до 50% респондентов указали такие варианты: неприемлемые природные и санитарные условия, религиозная и национальная неприязнь, ограничения в одежде для женщин. Важно понимать, что под религиозной и национальной неприязнью могут пониматься как чувства самого участника опроса по отношению к иранцам, так и предполагаемое отношение иранцев к участнику. Интересно, что для большинства респондентов «сухой» закон в стране не является преградой. Понимать под этим можно все что угодно, но нужно помнить, что запрет на продажу и потребление алкоголя распространяется и на курортные зоны.

При ответе на вопрос «Каким вы представляете туризм в Иране» участникам предлагалось оценить по четырех-балльной шкале (от 0 до 3) различные аспекты иранского туризма. Большинство согласилось с тем, что Иран – это страна богатая достопримечательностями, с неповторимым национальным колоритом. В то же время, по мнению респондентов, Иран вряд ли можно назвать пригодным для горнолыжного и медицинского туризма. Большинство участников сомневаются в безопасности и комфорте отдыха в Иране, а так же в наличии развитой индустрии развлечений.

Половина респондентов (33 человека) оценили свои знания об Иране как «поверхностные». 16 человек признались, что не знают ничего об Иране, столько же оценивают свои знания как «частичные». Двое назвали свои знания подробными, людей с профессиональными знаниями в опросе не участвовало.

По вопросу о том, будет ли поток туристов в Иран увеличиваться со временем, наблюдается очень легкий, почти незаметный оптимизм. Две трети респондентов (46 чел.) считают, что поток не изменится, 19 человек – что будет увеличиваться.

Корреляции


Корреляция – это зависимость одного параметра от другого. В нашем случае имеет смысл проследить корреляции ответов на существенные вопросы по демографическим и социальным признакам отвечавших. При этом важно понимать, что поиск закономерностей на базе 69 ответов – рискованное занятие, совсем не обязательно дающее правильную картину.

Один из примеров корреляции по половому признаку был показан выше в вопросе об ассоциациях. По другим вопросам также можно проследить некоторые закономерности. Рассматривались корреляции по полу, по возрасту, по уровню предпочитаемого размещения и по уровню знаний об Иране.

1. Возможность провести отпуск в Иране. Поскольку слишком много респондентов указали один и тот же ответ («никогда об этом не думал(а)»), то искать закономерности тут бессмысленно. Отмечу лишь, что свой вариант в духе «почему бы нет?» указывали только женщины.

2. Что могло бы стать вам преградой на пути в Иран? Можно увидеть, что сухой закон и оформление визы скорее беспокоят мужчин, а ограничения в одежде – женщин. Чаще других указывали неприемлемые природные и санитарные условия люди в возрасте от 19 до 25 лет, предпочитающие отели 4-5 звезд и люди с поверхностными знаниями.

3. Уровень знаний об Иране. Было выявлено, что мужчины в целом выше оценивают уровень своих знаний: только один не знает ничего об Иране (против 15 женщин), частичными знаниями обладают 7 мужчин (против 9 женщин) из двух респондентов с частичными знаниями оба мужчины. Кроме того, большинство людей, оценивающих свои знания как «частичные», предпочитают отели 3 звезд.


4. Изменение потока туристов в Иран. Мужчины ответили на этот вопрос более пессимистично: из трех человек, заявивших, что поток будет сокращаться, все трое мужчины. Возрастной группой, наименее склонной давать ответ «не изменится», оказались люди 19-35 лет. К ней относятся все ответы «будет сокращаться» и большинство (17 из 19)ответов «будет увеличиваться». Впрочем, это неудивительно: это самая массовая группа участников. Позитивный момент наблюдается в зависимости от уровня знаний. Наибольший процент людей, ответивших «будет увеличиваться» - среди людей с частичными знаниями. Впрочем, среди них же двое из трех пессимистов.

Можно проследить корреляции и по другим параметрам, но поскольку выборка мала, я ограничился ключевыми, на мой взгляд, критериями.

Общие выводы


Смотря на ответы в целом, нетрудно увидеть, что пользователь рунета осторожно и сдержанно относится к иранскому туризму. До абсолютного большинства такая информация просто не доходит. Кроме того, даже если человек и задумывался когда-либо об Иране, то сообщения о проблемах вокруг ядерной программы, актах терроризма и народных волнениях не давали ему даже возможности представить, что в Иран едут с туристическим целями.

На основании приведенного ассоциативного ряда можно предположить, при продвижении иранского туризма стоит делать акцент на слове «Персия» и связанных с ним ассоциациях, в ущерб «Ирану», однако я не считаю это правильным. Я не считаю правильным рисовать перед туристом сказочную картину, которая будет рушиться разу по пересечении границы. Ведь есть множество вещей, мест и идей, которые к «Персии» уже не прикрутить. Скорее, нужно связать Персию с Ираном, а не наоборот, показать, что это – одна и та же страна с ярким прошлым и не менее увлекательным настоящим.

Комментариев нет:

Отправить комментарий