6 декабря 2010 г.

Блаттер выбирает... Иран!

Поздравляю всех любителей футбола и воротил строительного бизнеса с победой российской заявки на проведение Чемпионата Мира 2018!

Для нас же гораздо интереснее другое ныне озвученное решение ФИФА. Впервые в истории первенство планеты пройдет в мусульманской арабской стране. Хозяином ЧМ-2022 стал Катар, страна, которую даже на карте не просто найти. Типичная монархия Персидского залива, небольшое полуостровное государство, население чуть больше 800 тысяч человек. В голове любого человека возникает вопрос: какие же основания были у ФИФА для такого решения?

Прежде всего, зададимся вопросом: кого надеются привлечь футбольные чиновники в качестве зрителей? Конечно, есть и технические вопросы, как например наличие площадей для строительства крупных стадионов - но эти вопросы на то и технические, чтобы их можно было легко решить, и надо полагать, катарцы знали, на что идут. А вот если современные стадионы на берегах залива окажутся пустыми - это уже серьезно.

Основополагающая идея чемпионатов последних лет - чисто колонизаторская в благородном смысле этого слова: "нести футбол в развивающиеся страны". Соответственно подбираются и хозяева:
2002 - Япония и Корея, с прицелом на огромный рынок Китая и Юго-Восточной Азии
2010 - ЮАР, с рассчетом на всю Африку
2014 - Бразилия, с рассчетом на всю Латинскую Америку
2018 - Россия, с учетом всех соседей от Финляндии до Казахстана

Нетрудно увидеть, что рынки задействованы очень и очень крупные, несколько выпадает разве что Южная Африка, но это всего лишь мнение. На кого же идет рассчет в 2022 году? Достаточно посмотреть карту региона, чтобы это понять. Крупнейшая страна и крупнейшая экономика Ближнего Востока, не считая Турции - это Иран.

На Ближнем Востоке есть много богатых стран с серьезными ресурсами для инвестиций, совместного бизнеса. Но футбол, если так можно выразиться - товар для массового потребителя. Поэтому малонаселенные монархии Персидского залива, включая даже довольно крупную Саудовскую Аравию, вряд ли могут стать интересными для футболла сами по себе.

Иран, в свою очередь, очень хорош для развития футбольного бизнеса. Во-первых, это страна крупная как по площади, так и по численности населения (около 70 млн чел. - больше, чем все страны Аравийского полуострова, вместе взятые). Во-вторых, несмотря на свое официальное название, Иран куда более светская страна, чем окружающие государства. В крупных городах люди охотно и активно перенимают западные привычки и традиции, и большой футбол тут также играет свою роль.

Нынешнее состояние футбола в Иране таково, что крупное событие, как Чемпионат Мира в непосредственной близости от границы, может серьезно изменить вкусы людей и увеличить их интерес к спорту. Во многом судьба "игры миллионов" в Иране схожа с ее судьбой в России. Начиная с 60-х годов Иран стал одним из лидеров азиатского футбола, сборная и сильнейшие клубы завоевывали высокие места на континентальных турнирах, в Тегеране стоит один из самых вместительных стадионов мира, иранскому игроку Али Даеи принадлежит рекорд по числу мячей, забитых за сборную. Чемпионат внешне напоминает российский: пол-дюжины столичных клубов и представители крупных городов, бывшие заводские команды.

В то же время отношение к футболу в Иране довольно апатичное. Местное первенство смотрит немного народу, стадионы часто остаются полупустыми (не считая, конечно, таких знаковых матчей, как Эстеглал - Персеполис, когда столичный стотысячник "Азади" забивается битком). Массовый, дворовый футбол тоже непопулярен - часто ему предпочитают, к примеру, волейбол.

В такой-то ситуации и бывают полезны меры вроде той, что предпринял оргкомитет ФИФА. Мировое первенство в 200-500 километрах от границы, в стране, с которой нет дипломатических разногласий, без сомнения оживит доселе спящих иранских любителей большого футбола. А если сборная страны сумеет туда пробиться - ажиотаж обеспечен! Следовательно, и что самое главное, обеспечен некоторый процент людей, которые именно после Катара-2022 станут больше уделять внимания футболу и на его массовом уровне, и на уровне чемпионата страны и игр сборных.

Итак, Иран - довольно перспективный рынок для большого футбола, и выбор Катара, несомненно, говорит именно об этом. О чем же это решение говорит тем, кто к футболу равнодушен, но не равнодушен, к примеру, к большой политике или на крайний случай к туризму? Блаттер и члены Оргкомитета, надо полагать, имеют доступ к решениям и планам мировой политики на самом высоком уровне. Соответственно, они не просто так выбрали место проведения мирного соревнования в бурлящем регионе Ближнего Востока. По их прогнозам, которые, логично предположить, более достоверны, чем прогнозы СМИ или рядовых граждан, войн или других катастроф в ближайшие 12 лет (время строительства и проведения чемпионата) не предвидется. Следовательно, и в Иране на этот отрезок времени гарантирован мир. Или, как крайний и относительно безболезненный для бизнеса и путешественников вариант, бескровная революция вроде той, что пытались провернуть местные олигархи в 2009 году. Но этот вариант слишком рискован.

В любом случае, можно трактовать решение ФИФА так: "Ради продвижения футбола Ирану обеспечены 12 лет спокойной жизни".

Живы будем - не помрем! Путь в Иран открыт! Можно ехать смело!

P.S. 9 февраля в Дубае состоится матч Россия - Иран. Болеем за наших!

Комментариев нет:

Отправить комментарий