Аудитория
Прежде чем переходить к анализу ответов, необходимо охарактеризовать людей, эти самые ответы дававших. Чтобы отобрать участников, необходимо было выполнить два условия:
1. Участник не знает меня вживую;
2. Участник ни разу не был в Иране.
К счастью, второе условие оказалось выполненным. За выполнение первого ручаться нельзя, т.к. один человек точно прошел опрос по моей просьбе, а сколько моих знакомых приняло участие помимо моей воли, я не знаю. Впрочем, для того, чтобы возможная доля знакомых среди участников была как можно меньше, приглашения пройти опрос рассылались вслепую:
1. Адресная рассылка в организации Екатеринбурга и пользователям городского портала «Е1»;
2. Объявления на городских форумах Челябинска, Тюмени, Казани, Иркутска и других городов России;
3. Объявления на туристических форумах России, Украины и Беларуси;
4. Случайная рассылка приглашений в ЖЖ;
5. Объявления в туристических группах «Вконтакте».
В опросе приняло участие 68 пользователей. Этого, конечно, недостаточно для серьезных и далеко идущих выводов, но в то же время такое число респондентов позволяет более тщательно рассортировать ответы.
Важно отметить, что отвечавшие – достаточно однородная группа, представляющая в большинстве своем один класс. Посмотрев на демографические и социологические данные, указанные в анкете, можно составить представление о том, у какой категории пользователей рунета есть интерес и возможность участвовать в подобных акциях.
Первый блок вопросов состоял из демографических и социологических критериев, которые характеризуют участников в целом.
Больше половины аудитории – молодые люди в возрасте от 19 до 35 лет, три четверти из которых – женщины. Две трети респондентов (46 чел.) не имеют детей, 16 человек ответили, что имеют одного ребенка, семеро – двух.
Своей сферой деятельности большинства участников так или иначе является сфера услуг и офисная работа. Чаще других как сфера деятельности были названы туризм (8 раз), финансы (6 раз), информационные технологии (5 раз), торговля, СМИ и реклама, образование (по 4 раза). Четверо обозначили свою сферу деятельности как «бизнес». Единичные ответы – это промышленность, сельское хозяйство, энергетика, государственная служба, консалтинг, страхование, культура, автотранспорт; один человек был пенсионером. Девять респондентов – учащиеся. Десять человек не указали сферы своей деятельности.
Все разнообразие ответов на вопрос «Укажите свой статус в организации» можно объединить в шесть групп. Самая многочисленная – офисные работники (17 человек). Сюда вошли люди идентифицирующие себя как «менеджер», «служащий», «сотрудник», «администратор», «начальник отдела» и т.п. 13 человек можно охарактеризовать как «специалисты». В нашем случае это собственно специалисты, бухгалтера и инженеры. Учащимися (студентами и аспирантами) назвали себя 9 респондентов. 8 участников опроса занимают руководящие посты: это директора, руководители и один топ-менеджер. Четверо представляют преподавательский состав. Наконец, один из участников был рабочим. 17 человек не указали своего статуса по неизвестным причинам.
Важным социальным критерием в отношении международного туризма, на мой взгляд, является владение английским языком. Из участников нашего опроса больше половины ответили, что они знают язык «недостаточно хорошо», около четверти – «достаточно хорошо». Четыре человека владеют английским в совершенстве, а семеро не знают языка вовсе.
Второй блок вопросов, характеризующих личность респондентов и их самооценку, был посвящен их отношению к отдыху за границей.
Из 69 участников опроса семеро никогда не были за границей. Это значит, что при ответе на последующие вопросы они либо высказывали предположения, либо оценивали свои поездки внутри страны. Двадцать человек посещают зарубежные страны реже, чем один раз в год, 23 человека – один раз в год. 18 человек проводят отдых за границей 2-3 раза в год, а один человек – еще чаще. Однако здесь нужно понимать, что, весьма вероятно, некоторая часть респондентов включили в число загранпоездок все свои командировки, а часть – поездки к родственникам и знакомым в соседние страны. Вопрос же звучал так: «Как часто вы проводите отдых за границей?»
Особый интерес представляют ответы на вопрос «Какие страны вы посетили за последние 2 года?» Корреляций на их основе сделать невозможно, зато можно увидеть, что перед нами не точный слепок российского общества, довольно сильно отличающийся по своим предпочтениям от данных Росстата. На диаграмме желтым показано число респондентов, указавших ту или иную страну (левая шкала), а синим – число российских туристов, посетивших эту страну за первую половину 2010 года. Кроме того, важно учесть, что не все участники корректно ответили на вопрос, потому как сама его формулировка провоцирует на ошибку. Так, указав в графе выше «1 раз в год», некоторые в данном случае пишут длинный список стран, отстоящих друг от друга на тысячи километров. Не оставалось ничего другого, как засчитать их все. Всего участники опроса указали различные страны более 130 раз.
Следующие четыре вопроса допускали несколько ответов. Результаты показаны на диаграммах. Подавляющее большинство указали, что они руководствуются личными убеждениями, чуть меньше половины – стоимостью услуг и отзывами путешественников, причем только один респондент указал рекламу как определяющий фактор. Среди целей, или мотивов, путешествия большинство назвали «набраться впечатлений» и «познакомиться с культурой, традициями страны»; достаточно часто назывался мотив «отдохнуть от суеты». Как правило, наши респонденты ездят за рубеж либо в компании друзей, либо с семьей, либо с любимым человеком.
Почти половина опрошенных предпочитают покупать готовый пакетный тур. В то же время велика доля тех, кто организует свое путешествие самостоятельно от начала до конца. Подавляющее большинство участников предпочитают размещение либо класса 4-5 звезд, либо 3 звезды. Кроме того, несколько человек ответили, что останавливаются в хостелах, мотелях, общежитиях. Сумма, которую средний респондент готов потратить на недельный отдых за рубежом – около 1000 USD. Восемь человек предпочитают более экономный отдых, десять – более роскошный.
Таким образом, можно предположительно составить портрет некоего среднего участника опроса. Это женщина примерно 25 лет, менеджер в сфере услуг, раз в год или два вырывающаяся с мужем/парнем/подругами то в Турцию, то в Европу, то в Юго-Восточную Азию по туристической путевке (определенных предпочтений у нее нет). На то, чтобы отдохнуть от суеты и получить заряд бодрости на ближайший год, она готова потратить одну-две свои (или его?) зарплаты.
Впрочем, не будем забывать, что среди респондентов есть и заядлые путешественники, и крупные руководители, и, что самое главное – мужчины.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Комментариев нет:
Отправить комментарий