В связи с таким поводом предлагаю вашему вниманию историю православной общины в Иране и храма св.Николая в Тегеране.
Игумен Александр (Заркешев), настоятель Свято-Николаевского собора в г. Тегеран, Исламской Республики Иран, настоятель русского православного прихода Святого апостола Филиппа в Объединенных Арабских Эмиратах в интервью порталу "Православная книга России" рассказывает об истории Русского Православия в этих странах.
Отношения между Ираном и Русским государством, как дипломатические, так и торговые, начали развиваться со второй половины XVI века. До этого времени контакты между странами носили эпизодический характер. К событиям того периода относятся: знаменитое «хождение» тверского купца Афанасия Никитина в Иран и Индию в 1466-1474 годах, а также поездка в 1475 году Марка Росса – посла Великого князя Иоанна III (1462-1505) к Узун-Хасану – туркменскому правителю (1457-1477) государства Ак-Коюнлу (территория современного Ирана). До середины XVI века слабое развитие взаимоотношений между Россией и Ираном объяснялось, главным образом, значительной удаленностью государств друг от друга, а также наличием областей, населенные народами и племенами зависевшими от турецкого султана – врага Русского и Иранского государств.
С середины XVI века ситуация изменилась. В результате победоносных войн царя Иоанна Грозного к Русскому государству были присоединены Казанское ( 1552 г .) и Астраханское ( 1556 г .) ханства. Таким образом, русская держава получила кратчайший путь для торговли с Востоком по реке Волге, через Каспийское море. Граница Руси приблизилась вплотную к Ирану (хотя до первой четверти XVII века сухопутной границы между нашими странами еще не было).
Между Ираном и Россией установился более или менее регулярный обмен посольствами, завязалась дипломатическая переписка. Первое официальное русское посольство во главе с князем Григорием Борисовичем Васильчиковым было направлено в Иран в 1588 году.
А уже в третьем 1597 года русском посольстве, которое возглавил князь Василий Васильевич Тюфякин, состоял православный священник – иеромонах Никифор. Судьба данного посольства трагична: из 75 человек живыми на Русь вернулось лишь 30. Свирепствовавшее в Лахиджане моровое поветрие унесло жизни большей части посольства. И после гибели обоих послов дипломатическую миссию был вынужден возглавить иеромонах Никифор. Шах Аббас Великий предпочел вести переговоры именно с ним, причем шах усадил православного священника выше других послов на почетное место. Был православный священник и в посольстве князя Михайла Барятинского и дворянина Ивана Чичерина (предка советского министра иностранных дел), направленного в Иран в 1618 году.
Идея об учреждении в Персии храма Русской Православной Церкви принадлежит Императору Всероссийскому Петру Великому (1682-1725). Впервые она была высказана в Его послании к персидскому шаху Султану Хоссейну (1694-1722). Обращение Петра Великого доставил в Иран подполковник Артемий Волынский, который возглавил Российское посольство в 1715-1718 годах. В состав Российской дипломатической миссии был включен и посольский священник – иеромонах Иларион (Рогулевский), известное духовное лицо, будущий архиепископ Казанский, а затем Черниговский.
Главной заслугой Волынского является то, что именно он, впервые в истории русско-персидских отношений, создал русскую консульскую службу в Иране и добился принятия при шахском дворе русского резидента (представителя). При консульствах были учреждены должности консульских священников для духовного окормления русских консулов, сотрудников и торговых людей.
С 1735 года вплоть до начала русско-иранской войны 1804-1813 гг. в русских консульствах в Исфагане и Реште действовали православные домовые храмы. В этот период присутствие православного духовенства в Иране было постоянным.
Во второй половине XIX века произошло численное увеличение русской колонии в Тегеране. К этому привело укрепление взаимовыгодных торговых связей между Ираном и Россией. В разных городах Ирана открывались русские лавки и магазины, русские товары все в большем количестве появлялись на иранском рынке.
В 1864 году по ходатайству 3-го Азиатского Департамента МИДа Император Александр II (1855-1881 гг.) своим указом повелел назначить в Тегеран постоянного посольского священника в Российскую императорскую миссию. Первый типовой православный храм в Тегеране был построен в 1886 году при посланнике А.А. Мельникове в загородной резиденции российского посольства в Зарганде и был посвящен Святому благоверному князю Александру Невскому.
В 1895 году при российском посланнике Е.К. Бюцове уже на территории самой Российской Императорской миссии (ныне – Торгпредство Российской Федерации) был освящен храм в честь Святителя Николая.
Какая участь постигла русские храмы в Иране после революции?
К сожалению, после октябрьской революции 1917 года оба посольских храма были закрыты, а затем разрушены. Многочисленная русская колония в Тегеране устроила православный храм Святителя Николая в арендованном доме на ул. Аромане. Домовый храм не мог вместить всех желающих помолиться, особенно по большим праздникам. Приходской Совет решил возвести в Тегеране новый храм.
6 февраля 1941 года на северной окраине Тегерана, напротив Миссии США, был приобретен земельный участок. Русский архитектор Н.Л. Марков сделал проект нового собора. Но начавшаяся Великая Отечественная война и последовавшие за ней события отодвинули постройку храма. Лишь 21 августа 1944 года состоялась торжественная закладка храма, которую произвели архимандрит Виталий (Сергиев) и иеромонах Владимир (Малышев) при большом стечении народа. При возведении фундамента прихожане бросали в основание церкви русские золотые монеты. Во многом благодаря усилиям архитектора Н.Л. Маркова строительство храма успешно продвигалось. 8 марта 1945 года были водружены кресты на купола храма. Был перенесен из молитвенного дома и установлен в новом храме иконостас Александро-Невской посольской церкви, что подчеркнуло преемственность православного храмостроительства в Тегеране. С восточной стороны одновременно с храмом был выстроен двухэтажный церковный дом, где разместились канцелярия и квартира священника. После Исламской революции 1979 года священноначалие Русской Зарубежной Церкви не направляло в Иран священников.
Как же удалось сохранить храм и возродить духовную жизнь прихода сегодня?
К началу 90-х годов отсутствие священника, а также продолжающийся отъезд из страны русских людей постепенно привело к уменьшению численности прихожан. Казалось, что недалек тот день, когда русский православный приход в Тегеране прекратит свое существование. Но этого не случилось. Произошедшие в СССР, а затем в России изменения затронули и Иран. Сотрудники Российского посольства, торгпредства и других российских организаций в Иране начали активно посещать Свято-Николаевский собор в Тегеране. 22 февраля 1995 года Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Патриарха Алексия II постановил принять русский православный приход при Свято-Николаевском храме в г. Тегеране в юрисдикцию Московского Патриархата и направить меня в Иран на должность настоятеля Св.-Николаевского храма.
В 1998 году Свято-Николаевский собор в Тегеране наконец-то приобрел законченный вид – купола русской церкви заиграли золотом. Так, как это первоначально было задумано архитектором Николаем Львовичем Марковым и изображено им еще в 1944 году на акварельном эскизе будущей церкви. Купола храма были покрыты материалом «под золото» – нержавеющей сталью с нитрид-титановым напылением. Точно такое же покрытие имеет Храм Христа Спасителя в Москве.
В августе–сентябре 1999 года в Свято-Николаевском соборе художниками-реставраторами из Москвы были проведены реставрационные работы по восстановлению первозданного вида иконостаса храма. Пять старых икон было отреставрировано, а одна – икона Святителя Николая – написана заново. Это объясняется тем, что первоначально иконостас был предназначен для посольского Александро-Невского храма в Тегеране, но в 1921 году, при обустройстве Свято-Николаевского молитвенного дома, храмовая икона Св. Александра Невского была заменена в иконостасе на весьма посредственно написанный образ Святителя Николая.
В 2000 году исполнилось 55 лет со дня освящения Свято-Николаевского собора в Тегеране ( 1945 г .). К престольному празднику Святителя Николая Чудотворца, 19 декабря, были приурочены юбилейные торжества. Прибывшими из Москвы художниками Александром и Екатериной Ивановыми были расписаны внутренние своды Свято-Николаевского собора. Роспись произведена в лучших традициях древнерусской живописи.
В декабре 2008 года епископ Бакинский и Прикаспийский Александр освятил после строительства нового здания молитвенного дома в г. Энзелии. Об этом событии сообщали очень многие СМИ. Хотелось бы более подробно узнать об истории и этой православной святыни в мусульманской стране?
После победоносного завершения русско-персидской войны 1826-1828 года, согласно Туркманчайскому мирному договору, Персия не имела право иметь свой флот на Каспийском море.
В 70-х годах ХIХ века в персидском прибрежном городе Энзели русской стороной был оборудован порт со всеми необходимыми службами и установлено регулярное пароходное сообщение Баку-Энзели. Русскими инженерами и техниками прокладывается первая в Персии шоссейная дорога Энзели-Решт-Казвин-Тегеран. Все товары из России в Персию и обратно идут по этому маршруту. Позднее русские предприниматели братья Лианозовы открывают в Энзели рыбные промыслы, где девять месяцев в году работали полторы тысячи русских рабочих.
В 1913 году на промыслах была устроена православная Свято-Николаевская церковь. Иконостас, церковная утварь и все необходимое было доставлено из России. Богослужение в новом храме совершает настоятель Свято-Николаевской церкви в г. Астара, Ленкоранского уезда, Бакинской губернии, священник Павел Стеклов, приезжающий в Энзели наездами.
Свято-Николаевская церковь в Энзели просуществовала до 1921 года, когда рыбные промыслы были национализированы, а храм закрыт. Русская община в Энзели арендует дом и обустраивает в нем церковь. Пастырское попечение в Свято-Николаевском молитвенном доме берет на себя переехавший в Энзели священник Павел Стеклов. Приход подчиняется Архиерейскому синоду Зарубежной Русской Православной Церкви через настоятеля Свято-Николаевского храма в Тегеране. Домовый храм несколько раз менял адрес.
В 1929 году умирает протоиерей Павел Стеклов. Богослужение в храме совершают настоятели Свято-Николаевского храма в Тегеране, регулярно приезжающие в Энзели.
В 1949 году, с помощью русской православной общины в Тегеране, был приобретен земельный участок с домом, внутри которого была оборудована домовая русская церковь. Богослужения продолжают совершать приезжающие из Тегерана священники. После отъезда из Ирана последнего священника Зарубежной Церкви в 1978 году богослужения прекращаются. С моим приездом в 1995 году возобновляются регулярные богослужения в Свято-Николаевском молитвенном доме в Энзели. Время, отсутствие богослужений и надлежащего ухода привели здание в аварийное состояние. Приход принял решение снести старый дом и возвести новое здание Свято-Николаевского молитвенного дома.
Мы знаем, что недавно президент России В.В. Путин выступил с заявлением, что необходимо сохранять память о наших соотечественниках, похороненных за рубежом, тем более о воинских захоронениях. Расскажите о русских захоронениях в Иране?
Русское православное кладбище в Тегеране
Рост русской колонии в Тегеране в конце XIX века вызвал необходимость организации достойного места упокоения почивших ее членов. При настоятеле русской посольской церкви архимандрите Харлампии в 1894 году был приобретен участок земли в пяти верстах от Тегерана в районе Дулаб, где и было устроено русское православное кладбище, недалеко от армянского и католического кладбищ. Необходимые для покупки средства в количестве трех тысяч туманов были изысканы путем сбора частных пожертвований служащими Российского Учетно-Ссудного банка в Персии.
Удаленность русского православного кладбища от двух посольских церквей в Тегеране создавала неудобство в отпевании усопших. Поэтому в октябре 1906 года Святейший Синод рассмотрел отношение МИД о постройке и освящении храма на кладбище в Тегеране. Синод определил «предоставить преосвященному Экзарху Грузии разрешить построение храма во имя Святой Троицы на кладбище в Тегеране». Таким образом, Свято-Троицкая кладбищенская церковь становится третьим православным храмом в персидской столице.
3 июля 1909 года во время одного из мятежей Свято-Троицкий храм был ограблен шайкой некоего шейха Махмуда Варамини, о чем настоятель посольской церкви архимандрит Николай (Дробязгин) (1906-1912 гг.) рапортом доложил поверенному в делах Российской Императорской миссии в Персии Е.В. Саблину. Были похищены дорогие парчовые и бархатные священнические облачения, а также церковная серебряная утварь. Особенно обидным был тот факт, что шейх Варамини находился в это время под русским покровительством и до начала мятежа около двух лет просидел в бесте (убежище) при Российской Императорской Миссии.
В связи с разграблением Троицкой церкви русское посольство подало персидскому шаху протест с требованием возместить причиненный ущерб и наказать виновных. К протесту прилагался список украденных вещей с указанием их стоимости. Общий ущерб составил 2780 рублей. Но персидская сторона не спешила с выполнением российских требований, и в конце концов этот печальный инцидент был предан забвению.
Свято-Троицкая кладбищенская церковь – это единственный сохранившийся храм из большого числа православных церквей, открытых в Персии до русской революции 1917 года. До 1998 года в этой церкви отпевали усопших прихожан, пока городские власти не запретили совершать захоронения на русском кладбище, мотивируя это тем, что кладбище находится в городской черте. Но ежегодно на Святую Троицу, в престольный праздник, совершается Божественная Литургия в этом старом, небольшом, но очень уютном доме Божием.
В 1924 году территория кладбища была расширена стараниями состоятельного православного грузина Акакия Хоштария, который прикупил новый земельный участок для кладбища, а затем воздвиг на могиле своей жены Минодоры Игнатьевны (1882-1924) удивительную по красоте часовню из белого оникса. Позднее в конце 40-х и 70-х годах к русскому кладбищу были присоединены близлежащие участки с западной стороны. На кладбище покоятся представители нескольких поколений русской общины в Тегеране; есть ассирийские, греческие, грузинские, болгарские, армянские и сербские могилы.
Здесь похоронены врачи, инженеры, учителя, офицеры, священники, предприниматели, люди разных профессий и рода занятий. Покоится на кладбище генерал Александр Иванович Выгорницкий – востоковед, военный переводчик, разведчик. Он был первым русским офицером, который выучил язык хинди. Напротив церкви – могила последнего командира Персидской казачьей дивизии полковника Николая Митрофановича Вербы. Покоится на кладбище: Антон Васильевич Севрюгин – первый фотограф в Персии, он был придворным фотографом шахов Каджарской династии; Николай Львович Марков – архитектор, построивший в Тегеране множество общественных и частных зданий; грузинские князья Микеладзе и Мачабели; архимандрит Виталий (Сергиев) – последний начальник Русской Духовной Миссии в Урмии, приехавший в Персию с Валаама в 1903 году; и множество других людей – известных и не известных.
В годы Великой Отечественной войны на территорию Ирана были введены советские войска, которые обеспечивали прохождение военных грузов из портов Персидского залива в Советский Союз. Благодаря этому маршруту военно-технического снабжения советской армии удалось удержать нацистов от прорыва к нефтяным богатствам Каспийского моря и захвата Кавказа. На территории Ирана не велось боевых действий, однако находившиеся здесь советские солдаты умирали от болезней и погибали в результате несчастных случаев.
В 1944 году в тегеранском аэропорту при посадке потерпел катастрофу советский военно-транспортный самолет, который пилотировал старший лейтенант Илья Филиппович Афанасьев. Шесть человек экипажа и находившиеся на борту пассажиры погибли. Захоронены они были на русском православном кладбище в Тегеране. Прихожане храма вспоминают, что всего было пятнадцать гробов, над которыми горько плакали русские женщины, искренне жалевшие легших в чужую землю молодых русских парней. Хоронили советских солдат, в основном, на русских православных кладбищах в Тегеране, Казвине и на армянском кладбище в Тебризе.
В 1953 году разрозненные солдатские захоронения были объединены в братские могилы. На месте братских могил были установлены трехметровые обелиски из белого камня, увенчанные латунной пятиконечной звездой. Позднее, в 1998 году, стараниями моими и военного атташе полковника Н.Н. Бобкина, в обелиск советским воинам на русском кладбище в Тегеране был вмурован православный восьмиконечный крест из черного мрамора. Помимо братского захоронения советских воинов есть и могилы граждан СССР, умерших во время работы в Иране. Русское кладбище примирило всех – и русскую эмиграцию, и советских граждан. Всего похоронено на кладбище приблизительно 1400 человек.
Русские могилы и захоронения в Тебризе:
1. На католическом кладбище
К 1909 году в Северной Персии, и особенно в Персидском Азербайджане, сложилась непростая ситуация. Отголоски русской революции 1905 года докатились и до этих мест. Персидский Азербайджан был охвачен революционным брожением. Во главе восставших стоял Саттар-хан. Примечательно, что артиллерией у Саттар-хана командовал русский, матрос с броненосца «Потемкин». Шахские войска блокировали главный город провинции – Тавриз. Грабежи и насилия совершались как восставшими, так и правительственными войсками. Жители города голодали, так как не было подвоза продовольствия. То немногое, что доставлялось, отбиралось так называемыми «повстанцами».
Отчаявшиеся жители Тавриза решили разгромить находящиеся в городе российское и английское консульства, чтобы привлечь внимание к своему бедственному положению. Для предотвращения этой акции и оказания помощи голодающему населению Российская империя направила из Кавказского военного округа в Тавриз сводный военный отряд под командованием генерала Снарского. Русские войска, в сопровождении обозов с продовольствием, вошли в город и навели должный порядок. Тавризский сводный отряд находился в Персидском Азербайджане два года – с 1909 по 1910 год. Погибшие и умершие в этот период солдаты были похоронены на католическом кладбище Тавриза. В 1910 году на месте их захоронения усилиями отряда была воздвигнута пятикупольная православная надгробная часовня, которую освятил полковой священник Датадзе. На мраморных досках, вмурованных в наружные стены часовни, выбиты имена павших воинов и перечень всех воинских частей, входивших в состав Тавризского военного отряда.
К сожалению, почти столетний период забвения наложил свой отпечаток на здание часовни: были утрачены малые купола, центральный купол проржавел и начал разваливаться, стены осыпались, мраморные доски подверглись эрозии, вокруг все заросло бурьяном и репейником.
В 2000 году, к 90-й годовщине освящения Надгробной часовни, были проведены работы по восстановлению здания. Несмотря на трудности, вызванные нехваткой средств и при отсутствии русских жителей в Тебризе, реставрационные работы были благополучно завершены, и 22 декабря 2000 года состоялось торжественное освящение восстановленной Надгробной воинской часовни, которое совершил игумен Александр. На освящении присутствовали и молились Временный Поверенный в делах Российской Федерации в Исламской Республике Иран г-н Пашков М.М. с супругой. В память об этом событии на двери часовни была установлена бронзовая доска с именами особо потрудившихся в деле воссоздания Православной часовни. Наиболее ревностных участников восстановления часовни в Тебризе – Временного Поверенного г-на Пашкова М.М. и смотрителя Российской территории в Тебризе г-на Блинова В.М. – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил своими благословенными грамотами.
Отдельно от часовни находится могила младшего унтер-офицера 1-го Кавказского саперного батальона Василия Ефименко, хотя его имя упоминается на плите надгробной часовни. На могиле выбито: «погибшему при исполнении долга службы 10.07.1910 года» и подпись «стрелки гомборцы».
Древняя персидская земля стала местом упокоения многих русских воинов, павших на поле брани в I мировую войну. Одна братская могила была обнаружена игуменом Александром на католическом кладбище в г. Тебризе. В Исфагане им был заказан большой восьмиконечный православный крест из дерева, который в разобранном виде о. Александр отвез в Тебриз и установил на могиле российских воинов. 21 декабря 1999 года, в присутствии военного атташе полковника Н.Н. Бобкина, игумен Александр совершил освящение надгробного креста и отслужил заупокойную панихиду по павшим воинам России. На кресте была установлена бронзовая доска с надписью:
ВОЖДЯМ И ВОИНАМ РОССИЙСКИМ,
В I МИРОВУЮ ВОЙНУ ЗА ВЕРУ И ОТЕЧЕСТВО
НА ПОЛЕ БРАНИ ПАВШИМ, НА СЕМ МЕСТЕ
И ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ ПЕРСИДСКОЙ ПОГРЕБЕННЫМ,
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!
Помимо военных захоронений на католическом (французском) кладбище есть и гражданские могилы.
2. Русские могилы на армянском кладбище
- Русские казаки из состава консульской стражи Генерального консульства России в Тавризе, умершие в 1910 году, – 3 человека.
- Братская могила Советских воинов, павших во время Великой Отечественной войны (1941-1945).
В годы Великой Отечественной Войны в иранском Азербайджане от болезней и несчастных случаев умирали и погибали солдаты Красной Армии. Большинство из них были похоронены на армянском кладбище Тебриза. В 1953 году эти могилы под наблюдением помощника военного атташе подполковника Сергея Крахмалова были объединены в одну братскую могилу. Общая численность погребенных – 267 человек. Над могилой был поставлен памятник в виде каменной стелы, увенчанной железной звездой, сама могила обнесена бордюрным камнем с железной оградкой, точная копия братской могилы на русском православном кладбище в Тегеране. Еще в 1998 году я безуспешно искал это захоронение на армянском кладбище. Мне сказали, что могила была разрушена, но где находится, указать не смогли. В середине февраля 2003 года одна пожилая армянская пара показала место захоронения советских воинов. Находясь 3 и 4 марта 2003 года в г. Тебризе о. Александр посетил армянское кладбище и побывал на месте братской могилы. В настоящее время от захоронения осталось лишь бетонное основание. Памятник и ограда снесены, причем тяжелой техникой, обломки отвезены на 100 метров и вывалены у стены кладбища. Армяне говорят, что памятник снесен в 1992 или 1993 году.
Анна Лисичкина
Комментариев нет:
Отправить комментарий