автор |
Статья Эмада Хонарпарвара, написанная для ежегодного издания МВА «Regional and Global Business Strategy». Объектом исследования выбрана компания Emirate Group. Статья разделена на три части: в первой деется описание деятельности Emirate Group, во второй – потенциал, возможности и проблемы бизнеса в Иране, в третьей – необходимые меры в сфере туризма со стороны коммерческих организаций и государства.
Оригинал статьи: часть 1, часть 2, часть 3.
Часть первая. Представление об Emirate Group
Emirate Group – это международная компания в сфере туризма и путешествий, базирующаяся в Дубаи. The Emirates Group включает в себя авиационную компанию Dnata, занимающуюся управлением и обслуживанием 17 аэропортов, и Emirates Airline, крупнейшую авиакомпанию Ближнего Востока, предлагающую перелеты более чем в 100 направлениях с воздушным флотом более 130 широкофюзеляжных самолетов. Общая стоимость авиапарка компании составляет 58 млрд. долл.The Emirates Group имеет товарооборот около 12 млрд. долл. в год, более 48000 сотрудников в 50 бизнес-единицах и дочерних компаниях, что делает ее одним из крупнейших работодателей на Ближнем Востоке, согласно сайту компании. Компания, как и многие другие крупные бизнес-структуры в Дубаи, полностью принадлежит правительству Дубаи под началом Investment Corporation.
Читать далее об Emirate Group
Ключ к успеху
На мой взгляд, главная причина быстрого роста Emirates Group заключается в подходе Арабских Эмиратов к развитию: построение высоких стандартов качества и инфраструктуры под будущие потребности. И мы никогда не должны пренебрегать тем фактом, что Emirate Group сама по себе была ключевым вопросом в таком походе. Так что ключ к успеху компании был в том, что они стали частью программы нового лица Дубаи в мире, продвигавшей другие сферы бизнеса, такие как торговля, туризм, авиаперевозки с надежной и устойчивой инфраструктурой.
Часть вторая
Предположим, что Emirate Group заинтересована в расширении своей деятельности в Иране.Я привожу этот пример, связанный с индустрией туризма, чтобы ответить на вопросы номер один и номер два в задании. Поэтому рассмотрим возможную политику Emirate Group по расширению деятельности в Иране, поскольку мы считаем, что туристическая отрасль в Иране может играть ключевую роль в общественном благосостоянии, увеличении ВВП и создании на долгий срок бизнес-области, способной противостоять кризисам.
Значимость туризма для Ирана становится очевидной, если посмотреть на возможности и туристские достопримечательности страны, притом что этой области почти не уделяется никакого внимания.
Согласно Мировому совету по туризму и путешествиям (World Travel and Tourism Council), в ближайшие 10 лет ожидается увеличение спроса на иранский туризм на 6,6% в год, что является одним из лучших прогнозов по Ближнему Востоку. Это вызвано несколькими причинами, которые мы обсудим сейчас, после чего вернемся к нашему главному вопросу «Как Emirate Group сможет расширить свой бизнес в туристской отрасли?»
Туристская индустрия Ирана
Потенциал Ирана в туристической отрасли бесспорен и очевиден. Разнообразие климата, пейзажей и исторических достопримечательностей – только некоторые примеры, делающие Иран несопоставимым со многими странами мира.
В Иране леса, горы, море и пустыни присутствуют одновременно, а год разделен на четыре сезона. Среди десяти ведущих стран мира по доходам от туризма только США и Китай обладают аналогичными возможностями, причем Соединенные Штаты зарабатывают на туризме 80 млрд. долл. в год, что на 20% превышает весь годовой бюджет Ирана.
Природа Ирана прекрасна и разнообразна, что позволяет делать все, что угодно от пеших туров и катания на лыжах в горах Эльбурс до пляжного отдыха в Персидском заливе и на Каспийском море.
Иран может обслужить различные категории туристов, в зависимости от их целей и места отдыха:
1. Туризм на природе и эко-туризм;
2. Спортивный туризм: в Иране вы можете кататься на лыжах 8 месяцев в году, колесить по пустыне, запускать воздушных змеев, заниматься скалолазанием, дайвингом и т.д. практически круглый год.
3. Медицинский туризм: Иран знаменит своими хирургами и врачами. CNN назвала Иран «мировой столицей пластики носа» в 2006 году благодаря числу отличных операций, проведенных в стране за последние годы.
4. Исторический туризм: цивилизация Ирана насчитывает 4000 лет и оставила нам множество исторических памятников и достопримечательностей.
5. Бизнес-туризм;
6. Культурный туризм.
Проблемы и вызовы туризма в Иране
Туризм был трагически уничтожен во время Ирано-Иракской войны в 80-е годы и впоследствии так и не восстановился полностью. Иранские власти уделяли большее внимание местному туризму, нежели иностранцам. Несмотря на важность местного туризма и его вклада в благосостояние иранцев, мы должны иметь ввиду, что иностранный туризм приносит деньги и богатство, что неизмеримо более важно для экономики страны.
Главный вызов, с которым встречается туристская индустрия в Иране – это недостаток развитой инфраструктуры для туристов и турфирм. Другие проблемы, по моему мнению, менее значимы: финансовые проблемы, санкции и эмбарго, недостаток продвижения и рекламных кампаний, культурные различия и социальные коды.
Поэтому компании, желающие основать туристический бизнес в Иране или расширить свою деятельность в этом направлении, должны быть готовы к таким вызовам. Приведу пример: в Иране нет единой платежной системы, связанной с международной банковской системой. Есть местная сеть банков, называемая Шетаб (Shetab), которая недоступна Visa, MasterCard и пр. и также не может быть связана с международной торговлей. В Иране нет системы он-лайн бронирования отелей…
Авиалинии, аэропорты и дороги – еще одна важная проблема туристской инфраструктуры. Низкое качество этих транспортных узлов – открытый и неисследованный вопрос.
Продолжая тему проблем инфраструктуры в туризме: В Иране не хватает общественных заведений для туристов. Во многих маленьких городах нет отелей, хотя возможно они имели бы длительные сроки проживания. Есть проблемы с базовыми объектами, такими как общественные бани, рестораны, кафе и пр.
Нехватка знаний в туризме и работе гидов – еще один нерешенный вопрос, я полагаю, это структурная проблема.
Часть третья
Как Emirate Group, активный игрок туристического бизнеса в ОАЭ, может начать расширение своей деятельности в Иране?Вызовы
Говоря о вызовах в туриндустрии, мы должны иметь ввиду некоторые известные истины, касающиеся туризма: он потребляет ресурсы, создает расходы и требует определенной инфраструктуры, создает условия для чрезмерного потребления ресурсов, определяется частными инвестициями, ориентированными на максимизацию прибыли, сложность контроля природных ресурсов, он может выглядеть как простой набор развлекательных услуг, потребляемый туристами. Проблема развития устойчивого туризма, таким образом, заключается в том, чтобы уравновесить принципы с этими истинами, и это может быть сделано только через интегрированный, обобщающий подход, включающий всех основных игроков, представителей власти, принимающих решения, и смежные отрасли экономики в регионе.
Перейдем к пяти ранее названным проблемам.
Использование нехватки инфраструктуры!
Авиакомпания Emirates, ключевой член группы, может получить некоторую выгоду из ситуации прямо сейчас. Иранские авиалинии имеют ограниченное число рейсов в международные аэропорты. Транзит и стыковочные рейсы из крупных иранских городов по всем направлениям, доступным Emirates, может сыграть важную роль в увеличении мощностей авиакомпании. Примем во внимание, что население Ирана составляет 70 млн. человек (в 12 раз больше ОАЭ), причем половина из них проживает в пяти крупнейших городах и окрестностях.
Перерасход ресурсов
Для Emirate Group необходимо использовать местные кадровые агентства и консалтинговые компании, чтобы сбалансировать свои издержки на рекламу, персонал и пр.
Для страны в целом, туриндустрии необходимы различные виды профессионального обучения, учебные курсы в университетах. Это увеличит доходы страны, поскольку компании не будут нуждаться в иностранных услугах и специалистах.
Частные инвестиции
Правительства должны обозначить ясные обязательства по отношению к частному бизнесу, вовлеченному в развитие туристской инфраструктуры, и это должно стать частью общих планов ил одного перспективного плана наподобие «двадцатилетней программы» Ирана. Чтобы привлекать к участию частный бизнес, власти должны принимать такие меры, как создание благоприятной бизнес-среды, стимулировать приток инвестиций, формировать адекватные законодательные структуры и усиливать способность государства к ведению переговоров.
Банки Ирана и другие ведущие финансовые институты должны оказывать всемерную помощь развитию туриндустрии, для того чтобы дать частному бизнесу уверенность в инвестициях.
Очевидным результатом будет то, что Emirates Group будет чувствовать уверенность при инвестировании в иранский туристический рынок и сможет получить выгоду из хорошо регулируемой программы в Иране, прозрачно и ясно понимая:
- Как импортировать капитал;
- Как извлечь прибыль;
- Как защитить капитал.
Эффективное управление природопользованием
Оно включает в себя комплекс взаимоотношений туризма и окружающей среды, поскольку туризм неизбежно оказывает значительное воздействие на окружающую среду: использование ресурсов, потребление, отходы, загрязнение и воздействие связанного с туризмом транспорта.
Для Emirates Group эта проблема может быть контролируема отделом социальной корпоративной ответственности.
Для индустрии в целом необходимо действовать на уровне государства, включая вопросы культуры и пр. Правительство должно уделять больше внимания планированию, координации и мониторингу туристической отрасли и управлению природопользованием.
Возможности
Совестные турпакеты
Туризм в Дубаи является важной частью стратегии правительства Дубаи по поддержке иностранных вложений в эмират. Но что предлагает Дубаи туристам? Может ли Дубаи удовлетворить туриста в той мере, как если бы он/она путешествовал по городам Европы? Имеет ли Дубаи хотя бы четверть того, что мы отнесли к достопримечательностям Ирана?
Привлечение туристов в Дубаи основано главным образом на шоппинге. Здесь есть разные другие вещи, созданы искусственно (на мой взгляд, и ГД за годом подтверждается многими людьми из разных стран, которых я спрашивал) для привлечения людей и прибыли, такие как горнолыжный курорт, лагеря в пустыне и сафари, аквапарки, морские яхты и т.п. Опять же сравнивая с Ираном, самые маленькие горнолыжные курорты в Иране (всего их более десяти) в 10 раз больше искусственно созданной горы в Эмиратах.
Нетронутый рынок по соседству
Emirates Group привлекает нетронутый и девственный рынок у них под боком по многим причинам. Представьте себе рекламный ролик, предлагающую вам «шоппинг в Дубаи, катание на лыжах в Дизине и подводное плавание на острове Кешм»! Это было бы целой серией интересных мест, невероятным образом объединенных в один тур.
Кто от этого выиграет? Без сомнения, потребитель, а кроме того поставщик услуг, в котором значительная доля будет принадлежать Emirates Group.
Дешевая валюта
Нельзя пренебрегать воздействием выгодного курса слабой иранской валюты против сильных доллара и евро. Страна и Emirates Group могут с выгодой использовать такую возможность.
май 2010 г.
ух ты...
ОтветитьУдалитьмолодцы арабы, ориентируются. Новые рынки - это всегда интересно.
Да и сам бы я в Иране побывал с удовольствием при случае.
Если почитать статистику и высказывания чиновников, складывается ощущение, что Иран - просто рай для всех, у кого нет счетов в американских банках. Льготы, спецтарифы и куча очевидных идей, которые почему-то никто еще не подобрал с пола. И главное, по-настоящему красивая страна с дружелюбными людьми.
ОтветитьУдалитьИ насчет поездки можете смело обращаться - помогу, по крайней мере информационно.
Здравствуйте, как можно с вами связаться? Vоя почта: natalur@inbox.ru
УдалитьЭльбрус в РОССИИ, дурень!
ОтветитьУдалитьЭльбУрс-это Иран!ЭльбРус-это Россия.Надо было географию в школе учить,а не "проходить"!
Удалить